Эмблема олимпиады
Открытый городской конкурс
«Олимпиада школьников Санкт-Петербурга по биологии»
[вернуться к информации об устном туре]

Станция «Рыбы»
На станции рыбы школьники всех классов должны иметь базовые представления о систематике рыб – классы, подклассы, надотряды рыб. При этом школьники старших классов – с 9-го по 11-й должны знать и наиболее крупные отряды костистых рыб.

Школьникам старших классов необходимо также иметь знания по следующим вопросам. Кто такие миноги; особенности их строения и образа жизни. Многообразие форм рыб и как по форме тела можно судить об образе жизни рыб. Где обитают рыбы: морские, пресноводные и проходные. Миграции рыб, зачем рыбы совершают миграции.

Покровы рыб разных систематических групп. Отличительные особенности в строении скелета у хрящевых, хрящевых ганоидов и костистых рыб.

Как рыбы дышат? Основные и вспомогательные органы, обеспечивающие дыхание.

Чем питаются рыбы. Особенности строения ротового аппарата и пищеварительного тракта в связи со спецификой питания. Как по внешнему виду рыб можно судить о характере их питания.

Размножение рыб. Органы размножения. Яйцекладущие и яйцеживородящие рыбы. Способы заботы о потомстве у рыб.

С какой целью люди разводят и выращивают рыб. Формы рыбоводства. Основы аквариумистики. Основные элементы в аквариумной системе. Какие приборы обеспечивают жизнь рыб в аквариуме.

У школьников младших классов знания по всем перечисленным вопросам приветствуются. Их наличие позволит оценить ответ учащегося максимально высокими баллами. Вместе с тем от школьника младших классов требуется ответить на вопрос «Чем его привлекают рыбы больше всего? И продемонстрировать по выбранному вопросу достаточные знания.

Возможные вопросы устного тура
1. Особенности внешнего строения круглоротых и рыб в связи с условиями обитания.
2. Особенности внутреннего строения круглоротых и рыб в связи с условиями обитания.
3. Основные систематические группы рыб и их краткая характеристика.
4. Хрящевые рыбы. Отличительные черты строения и основные представители.
5. Костистые рыбы. Отличительные черты строения и основные представители.
6. Хрящевые ганоиды. Отличительные черты строения и основные представители.
7. Соленостные адаптации. Примеры пресноводных, морских и проходных рыб.
8. Органы чувств у рыб. Адаптации к различным условиям обитания. Значение в поведенческих реакциях.
9. Строение пищеварительной системы в связи с особенностями пита-ния различных групп рыб.
10. Сравнительная характеристика дыхательной и кровеносной систем у рыб и высших позвоночных животных.
11. Особенности выделительной системы у пресноводных и морских рыб.
12. Размножение у рыб.
13. Способы заботы о потомстве у рыб.
14. Живорождение и гермафродитизм у рыб.
15. Основные этапы развития рыб. Икринка, личинка, малек.
16. Миграции рыб.
17. Основные представители ихтиоценозов Ленинградской области.
18. Искусственное воспроизводство рыб. Основные объекты.
19. Акклиматизация рыб, ее примеры. Оценка необходимости и перспективы этих мероприятий.
20. Промысел рыб. Наиболее продуктивные регионы мирового океана. Основные промысловые объекты. Способы промышленного лова рыб.

Valid HTML 4.01 Transitional Правильный CSS!