Эмблема олимпиады
Открытый городской конкурс
«Олимпиада школьников Санкт-Петербурга по биологии»
Положение о самостоятельной творческой работе школьников по биологии
Общие положения
Самостоятельная творческая работа – это выполненное и оформленное по существующим правилам в виде статьи, отчета, дневника наблюдений, музейной экспозиции (коллекции) самостоятельное исследование биологических объектов или явлений в рамках науки биологии. Исследовательская работа демонстрирует умение автора ставить и решать научную задачу, пользоваться современными методами сбора и обработки научного материала, работать с учебной и специальной литературой, а также владение литературным и научным языком, общую эрудицию учащегося.
Данное положение регламентирует требования, предъявляемые к тематике и оформлению СТР для участия в олимпиаде, а также порядок и особенности прохождения собеседования (защиты) со специалистами. Выбор темы исследования, методики исследования, стиля и способа изложения результатов исследования целиком зависит от автора или авторов СТР и его (их) научного руководителя (или руководителей).

Требования к тематике работ
Для участия в биологической олимпиаде может быть принята самостоятельная исследовательская работа, посвященная исследованиям биологических объектов. Не принимаются к участию в олимпиаде:
Реферативные работы, выполненных с использованием только литературных данных, исключение составляют работы, для которых литературные данные являлись предметом исследования;
Работы, посвященные сугубо медицинским проблемам – описанию заболевания и его течения, статистике заболеваний, разработке лекарственных форм, оценке физического состояния различных групп людей, исследованию санитарно-гигиенических условий различных территорий и т.д.;
Работы, посвященные проблемам валеологии;
Работы, посвященные исключительно психологическим и социологическим проблемам;
Работы, посвященные изучению креационизма и самозарождения жизни, не содержащих подробного изложения критикуемых положений эволюционизма и эволюционных теорий на уровне современных достижений в этой области;
Работы по оккультным учениям, экстрасенсорным явлениям и уфологии;
Работы, связанные с проблемами криптобиологии и паранормальными явлениям.
Подобные ограничения определяются либо наличием специальных тематических олимпиад и конкурсов по ряду дисциплин, либо невозможностью организовать качественную проверку и собеседование по работе в связи с отсутствием признанных научной общественностью специалистов.
Окончательное решение о принятии работы для участия в биологической олимпиаде принимает жюри биологической олимпиады.
Одна и та же работа может участвовать в олимпиаде только один раз. Не принимаются работы, участвовавшие в олимпиадах в прошлые годы.
В случае если работа носит флористический или фаунистический характер, жюри имеет право затребовать коллекции, подтверждающие списки видов.

Требования к оформлению и внешнему виду работы
Представляемая на олимпиаду работа в виде статьи, отчета или дневника наблюдений должна содержать:
Титульный лист, на котором указываются следующие данные:
название работы;
фамилия и имя автора (авторов);
номер школы и класс автора (авторов);
название кружка или любой другой организации, на базе которой выполнена работа;
фамилия и имя руководителя работы, его научное звание.
работы, выполненные без научного руководителя, должны иметь специальную пометку.
Приветствуется наличие на титульном листе контактной информации автора (авторов): номер телефона и (или) адреса электронной почты.
Авторский коллектив принимаемых на олимпиаду работ не должен превышать трех человек, причем должен быть отражен вклад в работу каждого из авторов.
Оглавление, необходимо, если текст разбит на главы и достаточно велик по объему.
Введение, в этой главе должны быть сформулированы цели и задачи исследования. Глава “введение” может содержать литературные сведения, или же, если литературные данные имеют большой объем, их лучше выделить в отдельную главу “литературный обзор”; объем главы “литературный обзор” не должен превышать 15 стр. машинописного текста. Литературные или Интернет данные, упоминающиеся в тексте, должны иметь ссылки на соответствующие литературные источники или Интернет ресурсы;
Описание материала и методов, в этой главе должны быть четко описаны следующие аспекты:
когда собран материал (в каком году и месяце был собран материал);
кем был собран материал, или кем передан материал для обработки;
количественный объем материала и его качественный состав;
методика сбора и обработки материала.
Если автором проводились острые опыты над позвоночными животными, или если в работе использовался материал от убитых животных, необходимо указать, каким способом умерщвлялись организмы или откуда был получен такой материал.
К участию в олимпиаде не принимаются работы, в которых методы работы с позвоночными животными отличались повышенной жестокостью и не соответствовали принятым в мировой практике приемам проведения острых опытов, а также работы, нанесшие урон естественной среде обитания и численности редких, занесенных в Красные Книги видов (подвидов). Жюри не принимает к рассмотрению работы, выполненные с нарушением техники безопасности или во вредных для жизни и здоровья учащихся условиях.
Описание результатов и их обсуждение, в этой главе описываются основные результаты работы, проводится их анализ, обобщение, строятся прогнозы, формулируются и доказываются гипотезы (стоит обратить внимание старшеклассников, что сравнение количественных данных должно проводиться с использованием статистических методов, которые должны подкреплять доказательную часть работы);
Основные результаты и выводы, сформулированные в этой главе выводы должны соответствовать поставленным целям и задачам;
Список литературы, желательно, что он был выполнен в соответствии с общепринятыми библиографическими правилами, включая ссылки на Интернет ресурсы;
Работа может содержать приложение. В приложение выносится иллюстративный материал (таблицы, графики, диаграммы, фотографии и т.п.), если его количество заметно превышает объем текста работы.
Автор может создавать дополнительные главы (параграфы, разделы), как внутри вышеописанных, так и новые, в соответствии с логикой исследования.
Если работа содержит реферативную часть, отнесенную к введению или описанию результатов, то объем этой части не должен превышать 15 страниц стандартной машинописи или рукописи.
В том случае, если автор работы использовал уже кем-то собранный или обработанный материал, необходимо указать, кем, когда и как данный материал был собран и обработан.
В том случае, если автор или авторский коллектив работают над одной и той же темой много лет, приветствуются ссылки на предыдущие работы по данной теме.
Приветствуется наличие авторских благодарностей всем людям и организациям, способствовавшим проведению работы.
Музейная коллекция должна быть сопровождена описанием экспозиции или пособием для экскурсовода с титульным листом, описанным выше.
К участию в олимпиаде принимаются только чисто и опрятно оформленные работы. Листы должны быть скреплены между собой так, чтобы исключить возможность рассыпания работы (наружная скрепка и папка с матерчатыми завязками, а также уголковая папка и одиночная папка-файл не пригодны для этого).
Формат листов А4 (210 х 297 мм), ориентация листов с текстом – вертикальная, размер букв текста не менее 2 мм (кегль №10).

Оценка самостоятельных работ и собеседование
Оценивание работы проводится специалистом или специалистами в данной области биологии. Оценивая работу школьника, специалист определяет грамотность исследования, руководствуясь принципами и методами, принятыми в современном научном сообществе, а также формальными критериями, изложенными в настоящем положении.
Работа и участие в собеседовании оцениваются по десятибалльной шкале:

оценка 5+ 5 5- 4+ 4 4- 3+ 3 3- 0
балл 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Оценка самостоятельной работы
Музейная коллекция оценивается не выше 4+ (6 баллов), если ее изготовление не содержит четко сформулированной научной или просветительской задачи и не имеется анализа данных.
Дневник наблюдений оценивается не выше 4+ (6 баллов). Оценка может быть повышена, если наблюдения носят уникальный характер и грамотно описывают явление, ранее не описанное, а также содержат анализ и иллюстрации.
При оценке самостоятельной работы учитываются: самостоятельность автора при проведении исследования, правильность и опрятность оформления работы, актуальность, практическая и теоретическая ценность исследования, качество сбора и обработки материала, грамотность представления результатов, научная доказанность выводов, а также соответствие полученных выводов целям исследования. Эксперт при оценивании работы учитывает сложность работы и ее соответствие интеллектуальному уровню возрастной группы школьника.
В случае выявления недобросовестности автора при сборе и обработке материала (плагиат, подтасовка данных и т. п.) работа снимается с участия в олимпиаде.
Собеседование по работе
Собеседование по работе дает возможность специалисту, проверяющему СТР, в очной беседе со школьником выяснить следующие вопросы:
- владение школьником материалом своей работы, степень и глубину осмысления и продуманности исследования;
- владение терминологией и знаниями в данной области науки;
- умение отстаивать свою точку зрения в рамках научной дискуссии;
- самостоятельность при выполнении работы;
- понимание сущности примененных методов, а также значимости работы и ее положения в рамках современной картины мира.
Задача проверяющего – подсказать школьнику, как организовать свою научную работу в дальнейшем, правильно сформулировать задачи исследования, какими методами действовать для получения результатов и как их анализировать.
Собеседование с авторским коллективом проводится со всеми авторами одновременно, при этом оцениваются также активность и мера участия в процессе собеседования каждого из авторов.

Апелляция
Если участник олимпиады не согласен с оценкой, полученной за СТР или за собеседование по СТР, или с обеими оценками, он может подать личное заявление на апелляцию. В заявлении на имя председателя жюри олимпиады школьник должен изложить просьбу пересмотреть оценки, с которыми он не согласен, и аргументировать, причины несогласия с оценками. Заявление должно быть передано в оргкомитет олимпиады не позже чем накануне дня, отведенного для проведения апелляций.
При принятии заявления от школьника на проведение апелляции прежняя оценка автоматически аннулируется.
При апелляции в отношении оценки за СТР – работа школьника заново проверяется комиссией из трех экспертов, и они коллегиально выставляют свою оценку, которая считается окончательной. При апелляции на оценку за собеседование комиссия из трех экспертов знакомится с работой и приглашает школьника для собеседования. Оценка за собеседование с комиссией является окончательной. Во время собеседования с комиссией законный представитель ребенка, его школьный учитель или научный руководитель может присутствовать при собеседовании, но он не имеет права вступать в диалог ни с учащимся, ни с членами комиссии до окончания собеседования, в противном случае собеседование прерывается, а школьнику выставляется прежняя оценка.
Valid HTML 4.01 Transitional Правильный CSS!