Эмблема олимпиады
Открытый городской конкурс
«Олимпиада школьников Санкт-Петербурга по биологии»
Примечания к методическим материалам для проведения регионального этапа XXV Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2008-09 уч. году.
На сайте также доступна pdf-копия этого текста (98 KB).

Методические материалы написаны для проведения регионального этапа XXV Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2008-09 уч. году Центральной предметно-методической комиссией по биологии под руководством проф. В. В. Пасечника.

1. Документы, определяющие содержание заданий и ссылки на учебно-методическую литературу.

Олимпиада по биологии является соревнованием учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. Содержание заданий проверяет не только знания школьников, но и их умение решать различные биологические проблемы, проводить простейшие научные эксперименты.
В основе заданий лежат нормативные документы, регламентирующие обязательный минимум содержания общего среднего и среднего полного образования – стандарт и программно-методические материалы, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации. Однако тестовые задания несколько выходят за рамки, установленные данными документами, что обусловлено необходимостью постепенного отбора наиболее сильных школьников для резерва национальной команды на Международную биологическую олимпиаду (МБО) текущего года. Минимум содержания отражен в Положении МБО.
Для подготовки к участию в олимпиаде рекомендуется использовать учебники и учебные пособия, допущенные или рекомендованные для использования в учебном процессе образовательных учреждений Российской Федерации. Информация о школьных учебниках содержится на сайте Федерального совета по учебникам.

2. Общая характеристика содержания и структуры заданий.

Для проведения теоретического тура предлагается два комплекта для 9 и 10-11 классов, включающие задания 3 типов. Форма заданий – тестовая. Время, отводимое на выполнение заданий теоретического тура, составляет 180 мин.
Бланк ответов на задания теоретического тура, представлен в виде матрицы. Сочетание такой структуры бланка позволяет Жюри быстро, качественно и объективно проверять результаты работы участников олимпиады путем сравнивания с эталонной матрицей ответов, привлекая к данной работе даже неспециалистов биологов.

3. Процедура проведения этапов олимпиады.

Процедура проведения олимпиады описана в рекомендациях по проведению регионального этапа Всероссийской олимпиады по биологии.

4. Блоки содержания

В содержание теоретического тура включаются тестовые задания, охватывающие следующие разделы и темы предмета «Биология»:

- система органического мира;
- царство бактерий;
- царство грибов;
- царство растений;
- царство животных;
- многообразие и эволюция живой природы;
- признаки живых организмов;
- человек;
- организм и окружающая среда, экология;
- микробиология и биотехнология;
- биология как наука, методы научного познания;
- теория эволюции;
- биология клетки, цитология;
- молекулярная биология, биохимия;
- генетика.

5. Основные знания и умения, подлежащие проверке.

Фактические, понятийные и теоретические знания:
- знание основных биологических терминов, понятий, законов, теорий, касающихся организации, индивидуального и исторического развития живых систем на всех уровнях организации;
- знание химического состава живых систем;
- знание особенностей строения и жизнедеятельности клеток, организмов, экосистем, биосферы;
- знание основных форм размножения и особенностей индивидуального развития клеток и организмов;
- знание особенностей процессов обмена веществ автотрофных и гетеротрофных организмов, круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;
- знание общих принципов наследования признаков организмами;
- знание основных закономерностей изменчивости организмов, особенностей проявления и значения в эволюционном процессе;
- знание экологических факторов, экологических ниш организмов, их взаимоотношений в биоценозе;
- знание доказательств, движущих сил, направлений эволюции организмов.

Умения классифицировать и систематизировать:
- распознавать основные систематические группы организмов по их описанию;
- устанавливать признаки усложнения организмов.
Умения применять биологические знания, используя алгоритмы:
- устанавливать нуклеотидную последовательность в ДНК и РНК;
- устанавливать типы скрещивания и решать генетические задачи;
- составлять схемы цепей питания.

Умения применять биологические знания, используя алгоритмы:
- устанавливать нуклеотидную последовательность в ДНК и РНК;
- устанавливать типы скрещивания и решать генетические задачи;
- составлять схемы цепей питания.

Умения устанавливать причинно-следственные связи между:
- строением и функциями органоидов клетки;
- строением и функциями органоидов клетки;
- особенностями строения и образом жизни организмов;
- средой обитания и приспособленностью организмов;
- факторами и результатами эволюции.

Умения распознавать и определять, сравнивать и сопоставлять:
- распознавать и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности различных типов клеток, организмов;
- распознавать и сравнивать типы и фазы деления клеток;
- сравнивать и сопоставлять различные виды биоценозов;
- распознавать и сравнивать признаки усложнения основных групп организмов;
- определять и сравнивать ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в различных группах организмов.

Системные, интегративные знания и умения:
- знание сущности биологических явлений, их закономерностей;
- умение устанавливать межпредметные связи с курсом химии, географии;
- умение оценивать последствия деятельности человека в природе;
- умение выделять общее и главное для характеристики процессов и явлений.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

В связи с переходом на новое Положение о Всероссийской олимпиаде школьников, ЦПМК по биологии решила изменить подходы к оцениванию отдельных заданий и работы в целом.
В ответах указано максимальное количество баллов, которое может набрать участник олимпиады в соответствующем классе. В тестовых заданиях части I за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях четвертого типа конкурсантам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально.

Председатель центральной
методической комиссии по биологии
проф. В. В. Пасечник.
Valid HTML 4.01 Transitional Правильный CSS!